Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» I. Общие положения Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке (Таблица №1) с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика», утвержденным приказом Минспорта России 16 ноября 2022 г. № 996 (далее – ФССП). Таблица № 1 Спортивные дисциплины вида спорта «легкая атлетика» Наименование спортивной дисциплины бег 30-50 м бег 60 м бег 100 м бег 200 м бег 300 м бег 400 м бег 600 м бег 800 м бег 1000 м бег 1500 м бег 3 000 м эстафета 4 х 100 м эстафета 4 х 200 м эстафета 4 х 400 м эстафета 4 х 400 м - смешанная бег с барьерами 60 м бег с барьерами 100 м бег с барьерами 110 м бег с барьерами 300 м бег с барьерами 400 м бег с барьерами (эстафета 4 х 100м) бег с барьерами (эстафета 4 х 110м) бег с препятствиями 1 500 м номер-код спортивной дисциплины 002 064 1 8 1 1 Я 002 002 1 8 1 1 Я 002 003 1 6 1 1 Я 002 004 1 6 1 1 Я 002 005 1 8 1 1 Я 002 006 1 6 1 1 Я 002 007 1 8 1 1 Я 002 008 1 6 1 1 Я 002 009 1 8 1 1 Я 002 010 1 6 1 1 Я 002 012 1 8 1 1 Я 002 020 1 6 1 1 Я 002 021 1 8 1 1 Я 002 022 1 6 1 1 Я 002 089 1 6 1 1 Я 002 023 1 8 1 1 Я 002 024 1 6 1 1 Б 002 025 1 6 1 1 А 002 087 1 8 1 1 Н 002 027 1 6 1 1 Я 002 068 1 8 1 1 Б 002 069 1 8 1 1 А 002 071 1 8 1 1 Н 2 бег с препятствиями 2 000 м бег с препятствиями 3 000 м кросс 1 км кросс 2 км кросс 3 км кросс 4 км кросс 5 км прыжок в высоту прыжок с шестом прыжок в длину прыжок тройной метание диска метание копья толкание ядра 3-борье 4-борье 6-борье 7-борье - командные соревнования 7-борье 8-борье 10-борье - командные соревнования 10-борье 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 002 028 030 031 032 033 034 035 046 047 048 049 050 052 055 056 057 059 001 061 075 026 063 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 6 8 8 8 8 8 6 6 6 6 6 6 6 8 8 8 8 6 8 8 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Я Я С С Я Б Я Я Я Я Я Я Я Я Н Н А Ж Б Ю М А Целью реализации Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные. Планируемые результаты освоения Программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, 3 спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебнотренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренерапреподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня. II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 1. На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет. На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной программе по виду спорта «легкая атлетика» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам. Приложение № 1 Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки Этапы спортивной подготовки Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) Наполняемость (человек) Этап начальной подготовки 3 9 10 4 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства 2-5 12 8 не ограничивается 14 2 2. Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет свойчасовой недельный (годовой) объем. В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки. Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный в нижеуказанном Приложении № 2 режимами работы, для этапов: учебнотренировочного свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебно-тренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов спортивной подготовки. Приложение № 2 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Количество часов в неделю Общее количество часов в год Этап начальной подготовки Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) До трех лет Свыше трехлет Этап совершенствовани яспортивного мастерства До года Свыше года 4,5-6 6-8 9-14 12-18 18-24 234-312 312-416 468-728 624-936 936-1248 5 3. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать: на этапе начальной подготовки – двух часов; на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов. При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов. В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях. Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Организацией для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебнотренировочном графике. Перечень учебно-тренировочных мероприятий представлен в (Приложение № 3) к Программе. Приложение № 3 Учебно-тренировочные мероприятия № п/п Виды учебнотренировочных мероприятий Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) УчебноЭтап Этап тренировочный этап совершенствования начальной (этап спортивной спортивного подготовки специализации) мастерства Этап высшего спортивного мастерства 1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям 1.1. Учебнотренировочные мероприятия по подготовке - - 21 21 6 к международным спортивным соревнованиям Учебнотренировочные мероприятия 1.2. по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России 1.3. Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям Учебнотренировочные мероприятия по подготовке 1.4. к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации - 14 18 21 - 14 18 18 - 14 14 14 2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия Учебнотренировочные мероприятия по общей 2.1. и (или) специальной физической подготовке - 14 18 18 2.2. Восстановительные мероприятия - - До 10 суток 2.3. Мероприятия для комплексного медицинского обследования - - До 3 суток, но не более 2 раз в год 2.4. Учебнотренировочные мероприятия в каникулярный период Просмотровые 2.5. учебно-тренировочные мероприятия До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год - - До 60 суток - 7 Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта «легкая атлетика» установлен в Программе по типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей вида спорта, с учетом задач спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся). В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки указано количество спортивных соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании. Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией. Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации. Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации. Приложение № 4 Объем соревновательной деятельности Виды спортивных соревнований Этапы и годы спортивной подготовки УчебноЭтап начальной тренировочныйэтап подготовки Этап (этап спортивной специализации) совершенствования спортивного мастерства Свышетрех До года Свыше До трехлет лет года Контрольные 1 2 4 4 6 Отборочные - 1 1 2 2 Основные - 1 1 2 2 8 4. Годовой учебно-тренировочный план. Годовой учебно-тренировочный план (Приложение № 5) по виду спорта «легкая атлетика» (далее – учебный план) определяет общий объем учебнотренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах). Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных результатов. Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебно-тренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия, медикобиологическое обследование являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки. Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе. Приложение № 5 Годовой учебно-тренировочный план Этап начальной подготовки До года № п/п Свыше года Этапы и годы подготовки Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства До трех Свыше трех лет лет Виды подготовки 4,5-6 6-8 12-14 Недельная нагрузка в часах 16-18 20-24 24-32 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 2 3 3 4 4 Наполняемость групп (чел) Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки 1. 2. 3. 4. 5. Физическая подготовка: Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Психологическая подготовка Теоретическая под 154-166 175-180 180-180 150-180 160-180 80-100 104-116 105-100 100-100 70-100 60-70 30-50 50-50 70-80 80-80 80-80 100-110 50-50 25-40 40-55 85-100 120-130 160-220 240-360 5-15 15-45 50-66 70-90 120-170 180-270 5-15 15-45 45-50 60-70 90-100 90-100 5-15 10-20 25-30 36-40 10-10 10-10 10 готовка 6. Аттестация Соревновательная деятельность Инструкторская 8. практика 7. 9. Судейская практика Восстановительные 10. мероприятия Медицинское 11. обследование 4-6 6-6 16-20 30-30 20-30 20-30 6-12 8-12 72-86 100-110 160-170 180-210 - - 20-30 50-50 50-60 80-100 - - 20-30 40-40 50-60 84-100 3-6 6-11 30-40 50-50 64-70 90-150 4-6 6-6 6-6 6-6 6-8 24-24 Вариативная часть, формируемая Организацией: 23-31 31-36 12. Самоподготовка Интегральная 13. подготовка Общее количество часов в 234-312 312-416 год 50-60 80-90 100-120 120-160 25-30 40-50 50-50 50-50 624-728 832-936 1040-1248 1248-1664 11 5. Календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и следующих основных задач воспитательной работы: формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств; воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов; привитие навыков здорового образа жизни; формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом; развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля. Календарный план воспитательной работы приведен в (Приложение № 6) к Программе. Приложение № 6 Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 1.1. 1.2. Направление работы Мероприятия Сроки проведения Профориентационная деятельность Судейская практика Участие в спортивных соревнованиях В течение года различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей. Инструкторская практика В течение года Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества. 12 - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 3.2. Здоровьесбережение Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта. Режим питания и отдыха Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета). Патриотическое воспитание обучающихся Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты, другие (воспитание патриотизма, мероприятия с приглашением именитых чувства ответственности перед спортсменов, тренеров и ветеранов спорта Родиной, гордости за свой с обучающимися и иные мероприятия, край, свою Родину, уважение определяемые организацией, государственных символов реализующей дополнительную (герб, флаг, гимн), готовность образовательную программу спортивной к служению Отечеству, его подготовки защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) Практическая подготовка Участие в: (участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях и иных соревнованиях, в том числе в парадах. В течение года В течение года В течение года В течение года 13 мероприятиях) 4. 4.1. церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Развитие творческого мышления Практическая подготовка В течение года Семинары, мастер-классы, (формирование умений и показательные выступления для навыков, способствующих обучающихся, направленные на: достижению спортивных - формирование умений и навыков, результатов) способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов. 6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (Приложение № 7 к Программе). В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления Организацией). Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля. Приложение № 7 План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним Этап спортивной подготовки Начальной подготовки Содержание мероприятия и его форма 1. Веселые старты «Честная игра» 2. Теоретическое занятие Рекомендации по проведению мероприятий 1-2 раза в год Составление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе Научить юных спортсменов проверять лекарственные препараты через сервисы по проверке препаратов в виде домашнего задания (тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных препарата для самостоятельной проверки дома). Проведение викторины на крупных спортивных мероприятиях в регионе. Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации «Ценности спорта. Честная игра» 3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Запрещенный список») 1 раз в год 4. Антидопинговая «Играй честно» викторина 5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА По назначению 1 раз в год 6. Родительское собрание 1-2 раза в год 7. Семинар для тренеров Учебнотренировочный Сроки проведения 1. Веселые старты «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Виды нарушений антидопинговых правил», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Честная игра» 1 раз в месяц 1-2 раза в год 1-2 раза в год Предоставление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео. 15 этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствова ния спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства 2. Онлайн обучение на сайте РУСАДА 3. Антидопинговая викторина 4. Семинар для спортсменов и тренеров «Играй честно» 1 раз в год По назначению 1-2 раза в год «Виды нарушений антидопинговых правил» «Проверка лекарственных средств» 5. Родительское «Роль родителей в 1-2 раза в год собрание процессе формирования антидопинговой культуры» 1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА 1 раз в год 2. Семинар «Виды нарушений 1-2 раза в год антидопинговых правил» «Процедура допингконтроля» «Подача запроса на ТИ» «Система АДАМС» Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Проведение викторины на спортивных мероприятиях Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации 16 7. Планы инструкторской и судейской практики. Этап начальной подготовки: Коллективный разбор тренировочного занятия и соревнования. Изучение правил соревнования. Подготовка мест соревнований. Помощь в судействе при сдаче контрольных нормативов. Совместный просмотр выступлений с участием профессиональных спортсменов. Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации): Участие в проведении учащимися общей разминки. Изучение особенностей построения тренировочного занятия. Изучение особенностей проведения подготовительной части тренировочного занятия. Изучение особенностей расположения тренера во время проведения различных упражнений. Ознакомление с различными методами и средствами словесного и вербального воздействия. Привлечение к судейству контрольных соревнований. Помощь в судействе при сдаче контрольных нормативов. Коллективных разбор выступлений на соревнованиях. Совместный просмотр и разбор выступлений с участием профессиональных спортсменов. Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства: Знакомство с планированием тренировочного занятия и составлением конспекта занятия. Самостоятельное проведение подготовительной части тренировочного занятия. Участие в качестве помощника тренера в младших спортивных группах. Участие в судействе контрольных соревнований с участием младших спортивных групп. Ведение дневника спортсмена с записями содержания тренировочного занятия и свои ощущения от выполненной работы. Коллективный разбор выступлений на соревнованиях. 17 8. Планы медицинских, медико-биологических применения восстановительных средств. мероприятий и Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизация, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро и бальнеопроцедуры, физиотерапия, курортотерапию, фармакологические и растительные средства. При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды. План применения восстановительных средств Восстановление работоспособности спортсмена – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности. Протекание восстановительных и специальных адаптационных процессов может осуществляться в двух направлениях: оптимизации планирования тренировочного процесса; направленно-целевом применении средств восстановления. В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет систему восстановления: педагогические; медико-биологические; психологические. Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффекта необходимо: рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональным возможностям организма; рациональное сочетание общих и специальных средств; оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-, макро- и мезоциклов; широкое использование переключений деятельности спортсмена; введение восстановительных микроциклов; использование тренировки в среднегорье и высокогорье; рациональное построение общего режима жизни; правильное построение отдельного тренировочного занятия; создание эмоционального фона тренировки; 18 индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий; использование активного отдыха и расслабления. В спортивной тренировке помимо педагогических широко используются и медико-биологические средства восстановления, к числу которых относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры; различные виды массажа; прием белковых препаратов, спортивных напитков; использование бани-сауны, кислородных коктейлей, адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, электростимуляции, аэронизации и др. Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности и тем самым не только облегчение естественного течения процессов восстановления, но и повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов. На спортивную работоспособность влияют также климатические и погодные условия, состояние спортивных сооружений и одежды, суточный режим и закаленность организма, способность противостоять микроорганизмам, пища и организация питания, а также многие другие условия и факторы. Для снижения уровня нервно-психической напряженности и психического утомления в период напряженных тренировок и особенно соревнований весьма важное значение приобретают психологические средства восстановления. Для управления психическим состоянием и снятия нервно-психического напряжения спортсменов рекомендуют следующие средства: внушение, сонотдых, аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, активирующую терапию, приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, комфортные условия быта с введением отвлекающих факторов и исключением отрицательных эмоций, разнообразные виды интересного досуга с учетом индивидуальных наклонностей спортсмена. Подбор восстановительных средств, удельный вес того или иного из них, их сочетание, дозировка, продолжительность и тактика использования обусловлены конкретным состоянием спортсмена, его здоровьем, уровнем тренированности, индивидуальной способностью к восстановлению, видом спорта, этапом и используемой методикой тренировки, характером проведенной и предстоящей тренировочной работы, режимом спортсмена, фазой восстановления и др. Но при этом во всех случаях следует основываться на общих принципах использования средств восстановления спортивной работоспособности, обеспечивающих их эффективность: комплексность, т.е. совокупное использование средств всех трех групп и разных средств определенной группы в целях одновременного воздействия на все основные функциональные звенья организма – двигательную среду, 19 нервные процессы, обмен веществ и энергии, ферментный и иммунный статусы и пр.; учет индивидуальных особенностей организма спортсмена; совместимость и рациональное сочетание, т.к. некоторые средства усиливают действия друг друга (сауна и гидромассаж), другие, наоборот, нивелируют (прохладный душ и электропроцедуры); уверенность в полной безвредности и малой токсичности (средства фармакологии); восстановительные средства должны соответствовать задачам и этапам тренировки, характеру проведенной и предстоящей работы. Тактика применения восстановительных средств зависит от режима тренировочных занятий. Для обеспечения срочного восстановительного эффекта необходимо соблюдать следующие требования: при небольшом перерыве между тренировками (4-6 часов) восстановительные процедуры целесообразно проводить сразу после тренировки; средства общего и глобального воздействия должны предшествовать локальным процедурам; не следует длительное время использовать одно и то же средство, причем средства локального воздействия нужно менять чаще, чем средства общего воздействия; в сеансе восстановления не рекомендуется более трех разных процедур; постоянное применение одного и того же средства уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего глобального воздействия ручной массаж, плавание и т.д.) адаптация происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельного средства дает больший эффект; комплексное использование разнообразных восстановительных средств в полном объеме необходимо после больших тренировочных нагрузок и в соревновательный период. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства. по окончании тренировочных занятий с малыми и средними нагрузками достаточно применения общих водных гигиенических процедур; при выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения спортсменов, а также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.). Использование средств восстановления способствует повышению суммарного объема тренировочной работы в занятиях и интенсивности выполнения отдельных тренировочных упражнений, дает возможность сократить паузы 20 между упражнениями, увеличить количество занятий с большими нагрузками в микроциклах. Систематическое применение этих средств способствует не только приросту суммарного объема тренировочной работы, но и повышению функциональных возможностей систем энергообеспечения, приросту специальных физических качеств и спортивного результата. Применение восстановительных средств в зависимости от этапа спортивной подготовки. Этап начальной подготовки: преобладание игрового метода спортивной тренировки; подбор комплекса разнообразных подвижных игр разной направленности; души, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем отдыхе; сеансы аутотренинга, релаксации. Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации до 3 лет): чередование тренировочных дней и дней отдыха; постепенное возрастание объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведение тренировочных занятий в игровой форме; души, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем отдыхе; режим питания спортсмена, витаминизация; соблюдение режима сна и бодрствования; сеансы мышечной релаксации и визуализации с элементами дыхательной гимнастики; аутогенная тренировка; активизирующая терапия. У ч рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и е интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; б оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном н тренировочном занятии, так и на различных этапах годичного цикла; о гигиенические средства восстановления; психологические методы – внушение, специальные дыхательные т упражнения, отвлекающие беседы; р витаминизация; е физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и н сауна. и Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного р мастерства: о переключение с одного вида деятельности на другой; в чередование тренировочных нагрузок, объема и интенсивности; о изменение характера пауз отдыха и их продолжительности; ч н ы й 21 комплексное применение всех видов восстановления (педагогического, гигиенического, психологического и медико-биологического) III. Система контроля 9. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях: 9.1 . На этапе начальной подготовки: изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта «легкая атлетика»; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила; принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального уровня, начиная со второго года; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации). 11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «легкая атлетика» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля; овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая атлетика»; изучить антидопинговые правила; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; 22 получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства. 11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая атлетика»; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований; получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства. 11.4. На этапе высшего спортивного мастерства: совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки; знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного раза в два года; достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды 23 Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях. 10. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы № 1. Формы аттестации Контрольные тесты Оценочные материалы протокол 2. Медико-биологические исследования Заключения 3. Переводные нормативы Протокол 4. Просмотровые сборы Заключение тренера, Комиссии Примечание Форма, разработанная Организацией и включающая тесты из Рабочей программы тренера - преподавателя Выдается Заключения медицинским центром по всем видам исследования Проводятся только для этапов начальной подготовки и учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) до трех лет, не имеющих спортивных разрядов Проводятся при отборе детей на этапы спортивной подготовки , а также одаренных и способных детей перешедших из других видов спорта или поздно ориентированных на занятия спортом 24 11. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки. Приложение № 8 Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» № п/п Упражнения Единица измерения 1.1. Челночный бег 3x10 м с Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжки через скакалку в течение 30 с количество раз Метание мяча весом 150 г м 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Бег (кросс) на 2 км (бег по пересеченной местности) см количество раз Норматив до года обучения мальчики девочки не более 9,6 9,9 не менее 10 5 не менее 130 Норматив свыше года обучения мальчики девочки не более 9,3 9,5 не менее 13 7 не менее 120 140 30 30 не менее 25 не менее не менее 24 13 +2 35 не менее 22 не менее см 130 15 не менее +3 +4 +5 не более мин, с без учета времени 16.00 17.30 Приложение № 9 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «легкая атлетика» № п/п 1.1. Норматив Единица измерения юноши девушки 1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции 9,3 не более 10,3 Бег на 60 м с Упражнения 1.2. Бег на 150 м с 1.3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см 25,5 не более 27,8 не менее 190 180 25 2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба 9,5 не более 10,6 2.1. Бег на 60 м с 2.2. 2.3. Бег на 500 м Прыжок в длину с места толчком двумя см ногами 3. Для спортивной дисциплины прыжки 3.1. Бег на 60 м с 3.2. Тройной прыжок в длину с места м, см 3.3. 4.1. 4.2. 4.3. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6.1. 6.2. 1.44 не более мин, с Бег на 60 м с не менее 170 160 не более 10,5 5.40 не менее 5.10 9,3 Прыжок в длину с места толчком двумя см ногами 4. Для спортивной дисциплины метания 2.01 не менее 190 9,6 180 не более 10,6 не менее Бросок набивного мяча 3 кг м снизу-вперед 10 не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см 180 ногами 5. Для спортивной дисциплины многоборье 9,5 не более Бег на 60 м с 10,5 5.30 не менее 5.00 Тройной прыжок в длину с места м, см 8 170 не менее Бросок набивного мяча 3 кг м 9 7 снизу-вперед не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см 180 170 ногами 6. Уровень спортивной квалификации спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», Период обучения на этапах спортивной подготовки (до «второй юношеский спортивный трех лет) разряд», «первый юношеский спортивный разряд» Период обучения на этапах спортивной подготовки (свыше трех лет) спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» 26 Приложение № 10 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «легкая атлетика» № п/п 1.1. Норматив Единица юноши девушки измерения 1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции не более Бег на 60 м с Упражнения 1.2. Бег на 300 м с 1.3. Десятерной прыжок в длину с места м 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. Бег на 2000 м не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см ногами 240 3. Для спортивной дисциплины спортивная ходьба не более Бег на 60 м с мин, с 3.3. Бег на 3000 м мин, с 4.2. 4.3. 4.4. 5.1. 5.2. 5.3. не более не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см 250 ногами не менее Полуприсед со штангой весом не менее количество 80 кг раз 1 не менее Полуприсед со штангой весом не менее количество 40 кг раз 5. Для спортивной дисциплины метания не более Бег на 60 м с см количество 200 не более не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см ногами 230 4. Для спортивной дисциплины прыжки не более Бег на 60 м с Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Рывок штанги весом не менее 70 кг 230 не более мин, с Бег на 5000 м 4.1. не менее не менее Прыжок в длину с места толчком двумя см ногами 260 2. Для спортивной дисциплины бег на средние и длинные дистанции не более Бег на 60 м с 3.2. 3.4. не более 190 220 1 не менее 260 220 не менее 27 5.4. раз 1 количество Рывок штанги весом не менее 35 кг раз 6. Для спортивной дисциплины многоборье 6.1. Бег на 60 м с 6.2. Тройной прыжок в длину с места м, см 6.3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см 6.4. Жим штанги лежа весом не менее 70 кг 6.5. 7.1. не менее 1 не более 8,8 7.60 не менее 7.00 7,7 не менее 250 не менее количество 1 раз не менее количество Жим штанги лежа весом не менее 25 кг раз 7. Уровень спортивной квалификации Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» 210 1 IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине) Многолетняя спортивная подготовка в легкой атлетике строится в соответствии с установленной ФССП этапностью. Этап начальной подготовки. Основная задача этапа – создание школы движений и разносторонняя физическая подготовка. Главное внимание в тренировке уделяется физической подготовке и технике выполнения разнообразных физических упражнений, при этом объем нагрузки из года в год постепенно увеличивается. Ведущие факторы начальной спортивной подготовки - развитие скоростных способностей, выносливости и координации движений, что достигается применением разнообразных средств тренировочного воздействия. Намеченные контрольные испытания проводятся по текущему материалу занятий без направленной 28 подготовки к ним. В качестве дополнительных средств в подготовке обучающихся могут быть использованы элементы из различных видов спорта (плавание, лыжный спорт, подвижные и спортивные игры и др.), которые способствуют развитию координационных способностей, скоростно-силовых качеств, выносливости. Основное содержание тренировочного процесса на ЭНП – упорядоченное использование стандартизированных двигательных заданий подготовительнотренировочного компонента глобальной программы «Детская легкая атлетика», а также комплексов общеразвивающих, подводящих и специальных физических упражнений, дополненных подвижными и спортивными (по упрощенным правилам) играми. Реализация тренировочного процесса предполагает решение воспитательных задач, поставленных тренером в соответствии с нормами и особенностями возрастного развития детей. Программный материал для юных спортсменов, занимающихся на этапе начальной подготовки, представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: для проведения разминки; развития как отдельного физического качества, так и комплекса качеств; обучения технике выполнения физических упражнений. Упражнения для проведения разминки наклоны головы вперед-назад, вправо-влево; круговые движения руками вперед-назад; наклоны туловища вправо-влево, к правой ноге, к левой ноге из различных стоек; выпады правой/левой ногой вперед, пружинящие движения в выпаде вниз; сидя на полу, наклоны вперед из различных И.п. (сед ноги врозь, ноги вместе, сед в барьерном шаге и др.); приседания; выпрыгивания вверх из низкого приседа; подскоки на обеих ногах на метсе; круговые движения тазом вправо-влево; круговые движения стопой вправо-влево. Упражнения для развития координационных способностей и скоростносиловых качеств бег со сменой направления, скорости, с выполнением различных заданий на ходу; общеразвивающие упражнения в движении (бег приставными шагами правым и левым боком вперед, скрестный шаг, многоскоки, перемещение в упоре лежа сзади и др.); общеразвивающие упражнения с предметами; разновидности челночного бега; спринтерский бег с места и с ходу, с максимальным и субмаксимальным усилием, из различных И.п., после выполнения спортивных упражнений; упражнения на легкоатлетических барьерах; 29 прыжки через скакалку различными способами на месте и в движении, с ускорением после прыжков, поодиночке и в парах; акробатические упражнения; метание снарядов (мяч, «ракета» и др.) на точность, на дальность; эстафеты с предметами и без предметов, встречные и круговые; полоса препятствий с различными сочетаниями заданий; подвижные игры с прыжками, метанием, сопротивлением, с мячом, на внимание, координацию, спортивные игры и др. Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых качеств общеразвивающие упражнения в движении с акцентом на частоту движений; бег на месте с акцентом на частоту движений; различные варианты прыжков на месте и в движении, на одной и на двух ногах, с выполнением тренировочных заданий, прыжки вверх и спрыгивания с возвышений, прыжки различными способами на мягкой поверхности (мат гимнастический), прыжки в высоту, в длину с места и с разбега; броски набивного мяча 1 кг разными способами; спринтерский бег с места и с ходу, с максимальным и субмаксимальным усилием, из различных стартовых положений, после выполнения спортивных упражнений и т.д.; бег-гандикап; упражнения, развивающие скорость реакции (различные тренировочные задания по сигналу, игры на внимание и время реакции, старты из различных И.п. и т.д.) эстафеты с предметами и без предметов, встречные и круговые; подвижные и спортивные игры и т.д. Упражнения для развития силы упражнения для развития силы отдельных групп мышц без отягощения и с отягощением; упражнения с набивным мячом; упражнения на снарядах (шведская стенка, скамейка, гимнастический конь, перекладина, канат для лазания); различные варианты прыжков на месте и в движении, на одной и на двух ногах, с выполнением тренировочных заданий, прыжки вверх и спрыгивания с возвышений, прыжки различными способами на мягкой поверхности (мат гимнастический), прыжки в высоту, в длину с места и с разбега; работа в уступающем режиме и др. Упражнения для развития выносливости медленный равномерный бег; равномерный бег с финишным спуртом; кроссовый бег; 30 преодоление полосы препятствий; бег со сменой скорости; повторный бег и др.; Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации). На данном этапе упор делается на индивидуализацию физической и технической подготовки. Для занимающихся это время, когда они начинают сосредотачиваться на какой-либо группе видов, а не на всех. Однако они являются «бегунами», а не «бегунами на 800 м», «метателями», а не «метателями копья», «прыгунами», а не «прыгунами тройным». Когда спортсмены вступают на этот этап, может быть, что некоторым из них понравится заниматься всеми видами на одинаковом уровне, и они могут выбрать группу многоборий. Основное внимание на этом этапе по-прежнему уделяется тренировкам, объем которых растет, а интенсивность невелика; время, уделяемое тренировкам, увеличивается. При участии в каждом соревновании ставятся конкретные цели – обучение спортсмена основным тактическим приемам и психологической подготовке. В первые 3 года занятий на тренировочном этапе также основное внимание уделяется дальнейшему повышению достигнутого уровня тренированности, совершенствованию техники и тактики в избранных видах легкой атлетики, достижению запланированных спортивных результатов. В этот период ведется активная подготовка к участию в соревнованиях. Задачи и преимущественная направленность тренировки на учебнотренировочном этапе свыше трех лет: совершенствование техники; воспитание специальных физических качеств; повышение функциональной подготовленности; освоение допустимых тренировочных нагрузок; накопление соревновательного опыта. На данном этапе тренировки спортсмен начинает совершенствовать свои тактические способности, овладевает умением оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе соревнований. Тренировочный процесс на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства направлен на совершенствование и тренировку в избранных видах легкой атлетики и многоборье. Он осуществляется на основе глубокого овладения программным материалом предыдущих лет занятий на базе дальнейшего совершенствования общей и специальной физической подготовленности, технического мастерства, морально-волевых качеств, на основе современных научных данных о методике подготовки спортсменов. Особенности осуществления спортивной подготовки в легкой атлетике в соответствии с легкоатлетической специализацией (спортивной дисциплиной), этапом спортивной подготовки учитываются тренером при составлении рабочей программы и учебно-тренировочного плана спортивной подготовки конкретной группы обучающихся. 31 12. Учебно-тематический план. Приложение № 12 Учебно-тематический план Этап спортивной подготовки Этап начальной подготовки Темы по теоретической подготовке Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: История возникновения вида спорта и его развитие Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом Закаливание организма Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом Теоретические основы обучения базовым Объе м време ни в год (мину т) Сроки проведения Краткое содержание ≈ 120/1 80 ≈ 13/20 ≈ 13/20 ≈ 13/20 ≈ 13/20 ≈ 13/20 ≈ 13/20 сентябрь октябрь Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. ноябрь декабрь январь май Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. 32 элементам техники и тактики вида спорта Теоретические основы судейства. Правила вида спорта Режим дня и питание обучающихся Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств История возникновения олимпийского движения Режим дня и питание обучающихся Физиологически е основы физической культуры Учет соревновательно й деятельности, самоанализ обучающегося Теоретические основы техникотактической подготовки. ≈ 14/20 ≈ 14/20 ≈ 14/20 июнь август ноябрь-май Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. ≈ 600/96 0 ≈ 70/107 ≈ 70/107 ≈ 70/107 ≈ 70/107 ≈ 70/107 ≈ 70/107 сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь май Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в 33 Основы техники вида спорта Психологическая подготовка Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта Правила вида спорта Этап совершенствования спортивного мастерства Всего на этапе совершенствова ния спортивного мастерства: Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта Профилактика травматизма. Перетренирован ность/ недотренированн ость ≈ 60/106 ≈ 60/106 ≈ 60/106 сентябрьапрель декабрь-май декабрь-май достижении высокого спортивного результата. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. ≈ 1200 ≈ 200 ≈ 200 сентябрь октябрь Учет соревновательно й деятельности, самоанализ обучающегося ≈ 200 ноябрь Психологическая подготовка ≈ 200 декабрь Подготовка обучающегося как многокомпонент ный процесс ≈ 200 январь Спортивные соревнования как ≈ 200 февраль-май Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. Понятие травматизма. «перетренированности». спортивной подготовки. Синдром Принципы Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура 34 функциональное и структурное ядро спорта Восстановительн ые средства и мероприятия в переходный период спортивной подготовки спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам 13. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «легкая атлетика», содержащим в своем наименовании: слово «бег» с указанием дистанции до 400 м включительно (далее – бег на короткие дистанции), слово «бег» с указанием дистанции более 400 м (далее – бег на средние и длинные дистанции), слово «ходьба» (далее – спортивная ходьба), слово «прыжок» (далее – прыжки); слова «метание» и «толкание» (далее – метания), слово «борье» (далее – многоборье), основаны на особенностях вида спорта «легкая атлетика» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительной образовательной программы спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «легкая атлетика», по которым осуществляется спортивная подготовка. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «легкая атлетика» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «легкая атлетика» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований 35 безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «легкая атлетика». Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия разрешается проводить: при условии наличия соответствующей квалификации тренерскопреподавательского состава, медицинского и иного персонала; при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурноспортивным занятиям; при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам спортивных соревнований и методике учебнотренировочного процесса; при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным нормам и условиям безопасности; при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к конкретному мероприятию; при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники безопасности. VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 14. Материально-технические условия реализации Программы Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры): наличие беговой дорожки; наличие места для прыжков, состоящего из дорожки (сектора) для разбега и места (ямы) для приземления; наличие места для метания (толкания), состоящего из площадки (на которой расположен круг, ограниченный кольцом) или дорожки для разбега, с которых производится бросок (толчок), и сектора или коридора для приземления снарядов; наличие тренировочного спортивного зала; наличие тренажерного зала; наличие раздевалок, душевых; наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической 36 культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)1; обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП); обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП); обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно; обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий; медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Наименование оборудования и спортивного Единица Количество инвентаря измерения изделий Барьер легкоатлетический универсальный штук 40 Брус для отталкивания штук 1 Буфер для остановки ядра штук 1 Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг) комплект 10 Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг) комплект 10 Гири спортивные (16, 24, 32 кг) комплект 3 Грабли штук 2 Доска информационная штук 2 Измеритель высоты установки планки для прыжков штук 2 в высоту Колокол сигнальный штук 1 Конус высотой 15 см штук 10 Конус высотой 30 см штук 20 Конь гимнастический штук 1 Круг для места толкания ядра штук 1 Мат гимнастический штук 10 Место приземления для прыжков в высоту штук 1 Мяч для метания (140 г) штук 10 Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг) комплект 8 с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 22.02.2022 № 106н (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022, регистрационный № 67554). 1 37 19. Палочка эстафетная штук 20 20. Патроны для пистолета стартового штук 1000 21. Пистолет стартовый штук 2 22. Планка для прыжков в высоту штук 8 23. Помост тяжелоатлетический (2,8x2,8 м) штук 1 24. Рулетка (10 м) штук 3 25. Рулетка (100 м) штук 2 26. Рулетка (20 м) штук 1 27. Рулетка (50 м) штук 3 28. Секундомер штук 10 29. Скамейка гимнастическая штук 20 30. Скамейка для жима штанги лежа штук 4 31. Стартовые колодки пар 10 32. Стенка гимнастическая штук 2 33. Стойки для приседания со штангой пар 1 34. Электромегафон штук 1 Для спортивных дисциплин бег на короткие дистанции, бег на средние и длинные дистанции, многоборье 35. Препятствие для бега (3,96 м) штук 3 36. Препятствие для бега (5 м) штук 1 37. Препятствие для бега (3,66 м) штук 1 Для спортивных дисциплин прыжки, многоборье 38. Измеритель высоты установки планки для прыжков штук 2 с шестом 39. Место приземления для прыжков с шестом штук 1 40. Планка для прыжков с шестом штук 10 41. Покрышка непромокаемая для мест приземления штук 1 при прыжках с шестом 42. Рогулька для подъема планки при прыжках с пар 2 шестом 43. Стойки для прыжков с шестом пар 1 44. Ящик для упора шеста штук 1 Для спортивных дисциплин метания, многоборье 45. Диск массой 1,0 кг штук 20 46. Диск массой 1,5 кг штук 10 47. Диск массой 1,75 кг штук 15 48. Диск массой 2,0 кг штук 20 49. Диски обрезиненные (от 0,5 до 2,0 кг) комплект 3 50. Копье массой 600 г штук 20 38 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. Копье массой 700 г Копье массой 800 г Круг для места метания диска Круг для места метания молота Молот массой 3,0 кг Молот массой 4,0 кг Молот массой 5,0 кг Молот массой 6,0 кг Молот массой 7,26 кг Ограждение для метания диска Ограждение для метания молота Сетка для ограждения места тренировки метаний в помещении Ядро массой 3,0 кг Ядро массой 4,0 кг Ядро массой 5,0 кг Ядро массой 6,0 кг Ядро массой 7,26 кг штук штук штук штук штук штук штук штук штук штук штук 20 20 1 1 10 10 10 10 10 1 1 штук 1 штук штук штук штук штук 20 20 10 10 20 Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование Диск Копье Молот в сборе Шест Ядро 1 1 1 1 1 3 2 3 2 3 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 Этап высшего срок эксплуатации спортивного мастерства (лет) количество Этап совершенствования срок эксплуатации спортивного мастерства (лет) количество - Учебно-тренировочный этап срок эксплуатации (этап спортивной (лет) специализации) - количество на обучающегося на обучающегося на обучающегося на обучающегося на обучающегося Этап начальной подготовки штук штук штук штук штук срок эксплуатации (лет) 1. 2. 3. 4. 5. Расчетная единица количество № Наименование п/п Единица измерения Этапы спортивной подготовки 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 39 Обеспечение спортивной экипировкой 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Костюм ветрозащитный Костюм спортивный парадный Кроссовки легкоатлетические Майка легкоатлетическая Обувь для метания диска и молота Обувь для толкания ядра Перчатки для метания молота Трусы легкоатлетические Шиповки для бега на короткие дистанции Шиповки для бега на средние и длинные дистанции Шиповки для бега с препятствиями «стипль-чеза» Шиповки для метания копья Шиповки для прыжков в высоту Шиповки для прыжков в длину и прыжков с шестом Этап совершенствования срок эксплуатации спортивного мастерства (лет) количество Этап высшего срок спортивного мастерства эксплуатации (лет) Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) срок эксплуатации (лет) количество Этап начальной подготовки Расчетная единица срок эксплуатации (лет) количество Наименование количество № п/п Единица измерения Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование Этапы спортивной подготовки штук на обучающегося - - 1 2 1 2 1 1 штук на обучающегося - - 1 2 1 2 1 2 на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 штук на обучающегося - - 1 1 2 1 2 1 пар пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 2 1 3 1 4 1 штук на обучающегося 1 1 1 1 2 1 2 1 пар на обучающегося 1 1 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося 1 1 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося 1 1 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 40 15. Шиповки для тройного прыжка пар на обучающегося - - 2 1 2 1 3 1 15. Кадровые условия реализации Программы: Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками. Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация Программы. Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «легкая атлетика», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).; Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).; Обязательным требованием является непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации. 41 16. Информационно-методические условия реализации Программы Список литературных источников 1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. М.: ФиС. 1982. 2. Арутюнян Т. Метание гранаты. Метод. газ. «Спорт в школе». № 7. 2006. 3. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Х. Мюллер, В. Ритцдорф (издание на рус. яз. подготовлено Московским RDC, пер. с англ. А. Гнетовой, ред. В. Балахничев, В. Зеличенок). – М.: Человек, 2013. – 216 с. 4. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - № 3. 5. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике (2-е изд.) / Ред. П. Дж. Л. Томпсон (издание на рус. яз. подготовлено Московским Региональным центром развития легкой атлетики, пер. с англ. А. Гнетовой, ред. В. Балахничев, В. Зеличенок). – М.: Человек, 2013. – 192 с. 6. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической подготовки в легкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. 7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 176 с. 8. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. 1972. 9. Должиков И.Н. Бег на длинные дистанции (для школы) // Физкультура в школе. № 6. 2006. С.36. 10. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.: изд-во «Академия». 2005. 11. Машковцев А. Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной школе. метод. газ. «Спорт в школе». № 19. 2005. С.16. 12. Мехрикадзе, В. В. Барьерный бег : техника и методика обучения : учеб.-метод, пособие для студентов, обучающихся в унив. физ. культуры, фак. физ. воспитания и общеунив. каф. физ. воспитания и спорта / В. В. Мехрикадзе, Л. А. Черенева; Российский гос. социальный университет. - М„ 2008. - 78 с. 13. Мехрикадзе, В. В. Метание копья : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II. Позюбанов, Б. В. Ермолаев. - Минск : БГУФК, 2010. — 35 с. 14. Мехрикадзе, В. В. Толкание ядра : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II. Позюбанов, Л. И. Мальцева. — Минск : БГУФК, 2010. — 32 с. 15. Мехрикадзе, В. В. Прыжки в высоту : пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]. Минск : БГУФК, 2011. - 33 с. 16. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС. 1989. 17. Орлов, Р. В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Олимпия Пресс, 2006. - 528 c. 42 18. Питер, Питер ДЖ. Томпсон Л. Томпсон Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2014. - 192 c. 19. Программа ИААФ «Детская легкая атлетика»: командные соревнования для детей: Пер. с англ. А. Гнетовой / Под общ. ред. В. Б. Зеличенка. – М., 2006. – 63 с. 20. Подготовка юных легкоатлетов / Предисл. и науч. ред. В.Б. Зеличенка. – М.: Терра. Спорт, 2000. – 56 с. 21. Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1. Российская Федерация. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон № 329-ФЗ [принят Гос. Думой 16 нояб. 2007 : одобр. Советом Федерации 23 нояб. 2007 г.] – (Актуальный закон). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 2. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»: Приказ Минспорта России от 20.08.2019 № 673. – URL: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz673-ot20082019.pdf 3. Требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации. Утверждены приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 999. – URL: https://www. minsport.gov.ru /2016/doc/order999_301015_pril.pdf). 4. Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку: Приказ Минспорта России от 16.08.2013 № 645. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikazminsporta-rossii-ot-16082013-n-645 5. Единая Всероссийская спортивная классификация по виду спорта «легкая атлетика» (действует с 28.04.2019). Приложение №16 к приказу Минспорта России от 13.11.2017 № 988 с изменениями, внесенными приказами Минспорта России от 23.05.18. № 480 и от 20.03.19. № 252. – URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/highsport/edinaya-vserossiyska/31598 6. Правила вида спорта «легкая атлетика». – URL: http://rusathletics.info/docs?category=6686 7. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко [и др.]. – М., 2016. – 543 с. – URL: http://rusathletics.info/docs?category=6707 8. Детская легкая атлетика. – URL: http://rusathletics.info/docs? category=6707