1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ» I. Общие положения 1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «волейбол» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «волейбол» с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «волейбол», утвержденным приказом Минспорта России от 15.11.2022 г. № 987 (далее – ФССП). 2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные. Планируемые результаты освоения Программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебнотренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренерапреподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня. 2 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.1.Краткая характеристика вида спорта «волейбол». Волейбол - это командный, неконтактный, комбинационный вид спорта, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам, одной команды, разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Умение взаимодействовать с движущимся предметом (мячом). Правильная оценка удаленности мяча и скорости его приближения облегчает общую координацию в выполнении игровых приемов. Деятельность волейболиста характеризуется также сменой игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что даёт возможность успешно овладевать игровыми приёмами. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующиеся на беге, прыжках и метаниях. Занятия волейболом вырабатывают такие ценные физические качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Спортивные дисциплины вида спорта «волейбол» определяются организацией, реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «волейбол» (далее – Организация), самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта, а также Таблицей № 1. Таблица №1 Спортивные дисциплины вида спорта «волейбол» Наименование спортивной дисциплины Волейбол номер-код спортивной дисциплины 012 001 2 6 1 1 Я 3.«ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ» ПРОГРАММЫ В данном разделе указаны минимальные и максимальные требования по: срокам реализации этапов спортивной подготовки; возрастным границам лиц, проходящих спортивную подготовку; наполняемости учебно-тренировочных групп; планируемом объеме соревновательной деятельности; учебно-тренировочным нагрузкам к объему учебно-тренировочного процесса. Медицинские требования к обучающимся по дополнительным 3 образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238). 3.1.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам: На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет. На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной программе по виду спорта «волейбол» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам. Таблица № 2 Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам Этапы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) 3 Возрастные границы лиц проходящих спортивную подготовку (лет) 8 4 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства 11 3-5 не устанавливается 14 3.2.Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки Наполняемость групп определяется Организацией с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «волейбол». Таблица № 3 Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки Этапы спортивной подготовки Начальной подготовки Учебно-тренировочный (спортивной специализации) Совершенствования спортивного мастерства до одного года обучения свыше одного года обучения Количественный состав группы (человек) 14-16 до трех лет обучения свыше трех лет обучения до одного года обучения свыше одного года обучения: 10-12 6-8 3.3.Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта «волейбол» Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся). В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки Организацией указывается количество спортивных соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений, 5 утвержденных в государственном (муниципальном) задании. Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией. Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации. Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации. Таблица № 4 Объем соревновательной деятельности по виду спорта «волейбол» Виды спортивных соревнований Контрольные Отбощочные Основные Этапы и годы спортивной подготовки УчебноЭтап тренировочный этап начальной этап (этап совершенствоподготовки спортивной вания специализации) спортивного Свыше мастерства До года Свыше До трех трехлет года лет 1 - 1 - 2 1 3 2 1 3 3 1 3 3.4.Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет свой часовой недельный (годовой) объем. В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки. Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный режимами работы (Таблица № 5), для этапов: учебно-тренировочного свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебнотренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов 6 спортивной подготовки. 7 Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса Таблица № 5 Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Количество 4,5-6 часов в неделю Общее количество 234-312 часов в год Свышегода 6-8 312-416 Учебнотренировоч-ныйэтап (этап спортивной специализации) До трех лет Свыше трех лет Этап совершенствованияспортивного мастерства 10-12 12-18 18-24 520-624 624-936 936-1248 4. «Практический раздел» Программы 4.1. Годовой учебно-тренировочный план Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «волейбол» (далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах). Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных результатов. Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки. Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе. Годовой учебно-тренировочный план Этапы и годы подготовки Учебно-тренировочный этап Этап начальной (этап спортивной подготовки специализации) До года № п/п Виды подготовки 1. 2. 3. 4. 5. Физическая подготовка: Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Психологическая подготовка Теоретическая под До трех лет Свыше трех лет Этап высшего спортивного мастерства Недельная нагрузка в часах 12-14 16-18 20-24 24-32 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 3 4 4 Наполняемость групп (чел) Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки 4,5-6 2 Свыше года Этап совершенствования спортивного мастерства 6-8 154-166 175-180 180-180 150-180 160-180 80-100 104-116 105-100 100-100 70-100 60-70 30-50 50-50 70-80 80-80 80-80 100-110 50-50 25-40 40-55 85-100 120-130 160-220 240-360 5-15 15-45 50-66 70-90 120-170 180-270 5-15 15-45 45-50 60-70 90-100 90-100 5-15 10-20 25-30 36-40 10-10 10-10 10 готовка 6. 7. 8. Аттестация Соревновательная деятельность Инструкторская практика Судейская практика Восстановительные 10. мероприятия Медицинское 11. обследование 9. 4-6 6-6 16-20 30-30 20-30 20-30 6-12 8-12 72-86 100-110 160-170 180-210 - - 20-30 50-50 50-60 80-100 - - 20-30 40-40 50-60 84-100 3-6 6-11 30-40 50-50 64-70 90-150 4-6 6-6 6-6 6-6 6-8 24-24 Вариативная часть, формируемая Организацией: 23-31 31-36 12. Самоподготовка Интегральная 13. подготовка Общее количество часов в 234-312 312-416 год 50-60 80-90 100-120 120-160 25-30 40-50 50-50 50-50 624-728 832-936 1040-1248 1248-1664 Учебно-тематический план Этап спортивной подготовки Темы по теоретической подготовке Этап начальной подготовки Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: История возникновения вида спорта и его развитие Объем времени в год (минут) Сроки проведения Краткое содержание ≈ 120/180 ≈ 13/20 сентябрь Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. выдающихся Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом Закаливание организма Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта Теоретические основы судейства. Правила вида спорта Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Режим дня и питание обучающихся Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта … Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств ≈ 13/20 октябрь ≈ 13/20 ноябрь ≈ 13/20 декабрь ≈ 13/20 январь ≈ 13/20 май ≈ 14/20 июнь ≈ 14/20 август ≈ 14/20 ноябрь-май … Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. … … сентябрь Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. ≈ 600/960 ≈ 70/107 История возникновения олимпийского движения ≈ 70/107 октябрь Режим дня и питание обучающихся ≈ 70/107 ноябрь Физиологические основы физической культуры ≈ 70/107 декабрь Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта Этап совершенствования спортивного мастерства ≈ 70/107 январь ≈ 70/107 май Психологическая подготовка ≈ 60/106 сентябрьапрель Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта ≈ 60/106 декабрь-май Правила вида спорта ≈ 60/106 декабрь-май … Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства: Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта Профилактика травматизма. Перетренированность/ недотренированность … … Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. … ≈ 1200 ≈ 200 ≈ 200 сентябрь октябрь Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. Понятие травматизма. спортивной подготовки. Синдром «перетренированности». Принципы Этап высшего спортивного мастерства Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося ≈ 200 ноябрь Психологическая подготовка ≈ 200 декабрь Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс ≈ 200 январь Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта ≈ 200 февраль-май Восстановительные средства и мероприятия в переходный период спортивной подготовки … Всего на этапе высшего спортивного мастерства: Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности … Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. … ≈ 600 ≈ 120 сентябрь Социальные функции спорта ≈ 120 октябрь Учет соревновательной ≈ 120 ноябрь Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника деятельности, самоанализ обучающегося Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс ≈ 120 декабрь Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта ≈ 120 май Восстановительные средства и мероприятия в переходный период спортивной подготовки обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий 4.2.Перечень учебно-тренировочных мероприятий Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Организацией для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебно-тренировочном графике. Перечень учебно-тренировочных мероприятий № п/п Виды учебнотренировочных мероприятий Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап начальной подготовки Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства 1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям Учебнотренировочные мероприятия 1.1. по подготовке к международным спортивным соревнованиям - Учебнотренировочные мероприятия 1.2. по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России - Учебнотренировочные мероприятия 1.3. по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям 1.4. Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным - 21 21 14 18 21 - 14 18 18 - 14 14 14 Российской Федерации 2. Специальны е учебно-тренировочн ые мероприятия 2.1. Учебнотренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке 2.2. Восстановіггельньlе мероприятия 2.3. Мероприятия для комплексного медицинского обследования 2.4. Учебнотренировочные мероприятия В KdHИ ЈІЯ]ЭНЬІЙ - 14 18 18 До 10 суток - До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных До 3 суток, но не более 2 раз в год - Me}ЭOП}ЭИЯTИЙ В ГОД период 2.5. Просмотровые учебнотренировочные мероприятия До 60 суток 4.3.Режим учебно-тренировочного процесса Режим учебно-тренировочного процесса (расписание) составляется Организацией для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя: наименование вида спорта (спортивной дисциплины);фамилия, имя, отчество тренерапреподавателя; этап спортивной подготовки и год обучения;дни недели; количество часов в неделю; место проведения учебно-тренировочных занятий;количество обучающихся; начало и окончание учебно-тренировочного занятия. 4.4.Рабочая программа тренера-преподавателя Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Организации. Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки. Функции рабочей программы тренера-преподавателя: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения тренером-преподавателем в полном объеме; целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения; содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания); процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия учебно-тренировочного процесса; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки обучающихся. Структура рабочей программы тренера-преподавателя: I. Титульный лист; II. Пояснительная записка; III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса; IV. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности отдельного этапа спортивной подготовки; Содержание рабочей программы тренера-преподавателя: I. Титульный лист (на бланке Организации): 1.1. Гриф согласования с руководителем Организации; 1.2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки, год обучения, срок реализации (не более года); II. Пояснительная записка: 2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки; 2.2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки; III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса: 3.1. Перспективный план спортивной подготовки (для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства); 3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов); 3.3. План по месяцам; 3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства; V. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки. 4.5.Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и следующих основных задач воспитательной работы: формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств;воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма; всестороннее гармоничное развитие физических качеств;укрепление здоровья спортсменов; привитие навыков здорового образа жизни; формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом; развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля. Календарный план воспитательной работы по виду спорта «волейбол» Таблица 6 № Направление работы Мероприятия Сроки п/п проведения 1. Профориентационная деятельность 1.1. Судейская практика В течение года Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; 1.2. Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия, в В течение года рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; 1.3. Планирование и контроль Виды планирования (перспективное, спортивной подготовки текущее, индивидуальное). Роль В течение года планирования как основного элемента управления тренировки спортсмена. Документы планирования и их основное содержание: - Составление индивидуальных планов подготовки. - Контроль уровня подготовленности. - Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. 2.2. Здоровьесбережение Организация и В течение года Дни здоровья и спорта, в рамках проведение мероприятий, которых предусмотрено: направленных на - формирование знаний и умений формирование здорового в проведении дней здоровья и спорта, образа жизни спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; Режим питания и отдыха Практическая деятельность и В течение года восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); 2.3 - Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. В течение года Техника безопасности, - Общие требования безопасности. Требования безопасности перед началом требования к занятий. Требования безопасности в оборудованию, инвентарю и спортивной аварийных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий. 2. 2.1. экипировке 3. 3.1. Патриотическое воспитание обучающихся В течение года Теоретическая Беседы, встречи, диспуты, другие подготовка мероприятия с приглашением (воспитание патриотизма, именитых спортсменов, тренеров и чувства ответственности ветеранов спорта с обучающимися и перед Родиной, гордости за иные мероприятия, определяемые свой край, свою Родину, организацией, реализующей уважение государственных дополнительную образовательную символов (герб, флаг, программу спортивной подготовки гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) 3.2. В течение года Практическая подготовка Участие в: - физкультурных и спортивно(участие в массовых мероприятиях, спортивных физкультурных соревнованиях, в том числе в парадах, мероприятиях и церемониях открытия (закрытия), спортивных награждения на указанных соревнованиях и иных мероприятиях; мероприятиях) - тематических физкультурноспортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; 4. 4.1. Развитие творческого мышления В течение года Практическая подготовка Семинары, мастер-классы, (формирование умений и показательные выступления для навыков, обучающихся, направленные на: способствующих - формирование умений и навыков, достижению спортивных способствующих достижению результатов) спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; 5. Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки Основы законодательства -Правила избранного вида спорта, В течение года 5.1. в сфере физической культуры и спорта нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов; Федеральные стандарты спортивной подготовки по избранному виду спорта; -антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; - предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние. 4.6.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (приложение № 5 к Примерной программе). В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления Организацией). Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебнотренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним Этап спортивной подготовки Начальной подготовки Содержание мероприятия и его форма 1. Веселые старты «Честная игра» 2. Теоретическое занятие Сроки проведения 1-2 раза в год «Ценности спорта. Честная игра» 3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Запрещенный список») 1 раз в год 4. Антидопинговая «Играй честно» викторина 5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА По назначению 1 раз в год 6. Родительское собрание 1-2 раза в год 7. Семинар для тренеров «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Виды нарушений 1 раз в месяц 1-2 раза в год Рекомендации по проведению мероприятий Составление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе Научить юных спортсменов проверять лекарственные препараты через сервисы по проверке препаратов в виде домашнего задания (тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных препарата для самостоятельной проверки дома). Проведение викторины на крупных спортивных мероприятиях в регионе. Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Согласовать с ответственным за антидопинговое Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства 1. Веселые старты антидопинговых правил», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Честная игра» обеспечение в субъекте Российской Федерации 1-2 раза в год 2. Онлайн обучение на сайте РУСАДА 1 раз в год 3. Антидопинговая викторина 4. Семинар для спортсменов и тренеров По назначению 1-2 раза в год «Играй честно» «Виды нарушений антидопинговых правил» «Проверка лекарственных средств» 5. Родительское «Роль родителей в собрание процессе формирования антидопинговой культуры» 1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА 2. Семинар «Виды нарушений антидопинговых правил» «Процедура допингконтроля» «Подача запроса на ТИ» «Система АДАМС» 1-2 раза в год 1 раз в год 1-2 раза в год Предоставление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео. Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Проведение викторины на спортивных мероприятиях Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации 16 4.7.Планы инструкторской и судейской практики. Этап начальной подготовки: Коллективный разбор тренировочного занятия и соревнования. Изучение правил соревнования. Подготовка мест соревнований. Помощь в судействе при сдаче контрольных нормативов. Совместный просмотр выступлений с участием профессиональных спортсменов. Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации): Участие в проведении учащимися общей разминки. Изучение особенностей построения тренировочного занятия. Изучение особенностей проведения подготовительной части тренировочного занятия. Изучение особенностей расположения тренера во время проведения различных упражнений. Ознакомление с различными методами и средствами словесного и вербального воздействия. Привлечение к судейству контрольных соревнований. Помощь в судействе при сдаче контрольных нормативов. Коллективных разбор выступлений на соревнованиях. Совместный просмотр и разбор выступлений с участием профессиональных спортсменов. Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшегоспортивного мастерства: Знакомство с планированием тренировочного занятия и составлением конспекта занятия. Самостоятельное проведение подготовительной части тренировочного занятия. Участие в качестве помощника тренера в младших спортивных группах. Участие в судействе контрольных соревнований с участием младших спортивных групп. Ведение дневника спортсмена с записями содержания тренировочного занятия и свои ощущения от выполненной работы. Коллективный разбор выступлений на соревнованиях. 17 4.8.Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизация, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро и бальнеопроцедуры, физиотерапия, курортотерапию, фармакологические и растительные средства. При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды. План применения восстановительных средств Восстановление работоспособности спортсмена – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности. Протекание восстановительных и специальных адаптационных процессов можетосуществляться в двух направлениях: оптимизации планирования тренировочного процесса; направленно-целевом применении средств восстановления. В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет системувосстановления: педагогические; медико-биологические; психологические. Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффектанеобходимо: рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузокфункциональным возможностям организма; рациональное сочетание общих и специальных средств; оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-,макро- и мезоциклов; широкое использование переключений деятельности спортсмена; введение восстановительных микроциклов; использование тренировки в среднегорье и высокогорье; рациональное построение общего режима жизни; правильное построение отдельного тренировочного занятия; создание эмоционального фона тренировки; 18 индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий; использование активного отдыха и расслабления. В спортивной тренировке помимо педагогических широко используются и медико-биологические средства восстановления, к числу которых относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры; различные виды массажа; прием белковых препаратов, спортивных напитков; использование бани-сауны, кислородных коктейлей, адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, электростимуляции, аэронизации и др. Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности и тем самым не только облегчение естественного течения процессов восстановления, но и повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов. На спортивную работоспособность влияют также климатические и погодные условия, состояние спортивных сооружений и одежды, суточный режим и закаленность организма, способность противостоять микроорганизмам, пища и организация питания, а также многие другие условия и факторы. Для снижения уровня нервно-психической напряженности и психического утомления в период напряженных тренировок и особенно соревнований весьма важное значение приобретают психологические средства восстановления. Для управления психическим состоянием и снятия нервно-психического напряжения спортсменов рекомендуют следующие средства: внушение, сонотдых, аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, активирующую терапию, приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, комфортные условия быта с введением отвлекающих факторов и исключением отрицательных эмоций, разнообразные виды интересного досуга с учетом индивидуальных наклонностей спортсмена. Подбор восстановительных средств, удельный вес того или иного из них, их сочетание, дозировка, продолжительность и тактика использования обусловлены конкретным состоянием спортсмена, его здоровьем, уровнем тренированности, индивидуальной способностью к восстановлению, видом спорта, этапом и используемой методикой тренировки, характером проведенной и предстоящей тренировочной работы, режимом спортсмена, фазой восстановления и др. Но при этом во всех случаях следует основываться на общих принципах использования средств восстановления спортивной работоспособности, обеспечивающих их эффективность: комплексность, т.е. совокупное использование средств всех трех групп и разных средств определенной группы в целях одновременного воздействия на все основные функциональные звенья организма – двигательную среду, 19 нервные процессы, обмен веществ и энергии, ферментный и иммунный статусы и пр.; учет индивидуальных особенностей организма спортсмена; совместимость и рациональное сочетание, т.к. некоторые средства усиливают действия друг друга (сауна и гидромассаж), другие, наоборот, нивелируют (прохладный душ и электропроцедуры); уверенность в полной безвредности и малой токсичности (средства фармакологии); восстановительные средства должны соответствовать задачам и этапам тренировки, характеру проведенной и предстоящей работы. Тактика применения восстановительных средств зависит от режима тренировочных занятий. Для обеспечения срочного восстановительного эффекта необходимо соблюдать следующие требования: при небольшом перерыве между тренировками (4-6 часов) восстановительные процедуры целесообразно проводить сразу после тренировки; средства общего и глобального воздействия должны предшествовать локальным процедурам; не следует длительное время использовать одно и то же средство, причем средства локального воздействия нужно менять чаще, чем средства общего воздействия; в сеансе восстановления не рекомендуется более трех разных процедур; постоянное применение одного и того же средства уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего глобального воздействия ручной массаж, плавание и т.д.) адаптация происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельного средства дает больший эффект; комплексное использование разнообразных восстановительных средств в полном объеме необходимо после больших тренировочных нагрузок и в соревновательный период. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства. по окончании тренировочных занятий с малыми и средними нагрузками достаточно применения общих водных гигиенических процедур; при выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения спортсменов, а также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.). Использование средств восстановления способствует повышению суммарного объема тренировочной работы в занятиях и интенсивности выполнения отдельных тренировочных упражнений, дает возможность сократить паузы 20 между упражнениями, увеличить количество занятий с большими нагрузками в микроциклах. Систематическое применение этих средств способствует не только приросту суммарного объема тренировочной работы, но и повышению функциональных возможностей систем энергообеспечения, приросту специальных физических качеств и спортивного результата. Применение восстановительных средств в зависимости от этапа спортивной подготовки. Этап начальной подготовки: преобладание игрового метода спортивной тренировки; подбор комплекса разнообразных подвижных игр разной направленности; души, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем отдыхе; сеансы аутотренинга, релаксации. Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации до 3 лет): чередование тренировочных дней и дней отдыха; постепенное возрастание объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведение тренировочных занятий в игровой форме; души, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем отдыхе; режим питания спортсмена, витаминизация; соблюдение режима сна и бодрствования; сеансы мышечной релаксации и визуализации с элементами дыхательной гимнастики; аутогенная тренировка; активизирующая терапия. - рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; - оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тренировочном занятии, так и на различных этапах годичного цикла; - гигиенические средства восстановления; - психологические методы – внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы; - витаминизация; - физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и саун и Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего р спортивного мастерства: - переключение с одного вида деятельности на другой; - чередование тренировочных нагрузок, объема и интенсивности; - изменение характера пауз отдыха и их продолжительности; - комплексное применение всех видов восстановления (педагогического, гигиенического, психологического и медико-биологического) 4.9.Аттестационные формы контроля учебнотренировочного процесса и оценочные материалы Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебнотренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки. Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки лиц, проходящих в Организации спортивную подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процессаи оценочные материалы № Формы аттестации п/п 1. Контрольные тесты 2. Медико-биологические исследования 3. Собеседования 4. Переводные нормативы 5. Просмотровые сборы 6. Другие Оценочные материалы протокол Примечание Форма, разработанная Организацией и включающая тесты из Рабочей программы тренера - преподавателя Заключения Выдается Заключения медицинским центром по всем видам исследования Протокол Комиссии Проводится по итогам учебнотренировочного года или полугодий Проводятся только для этапов Протокол начальной подготовки и учебнотренировочного этапа (этапа спортивной специализации) до трех лет, не имеющих спортивных разрядов Заключение тренера, Проводятся при отборе детей на Комиссии этапы спортивной подготовки, а также одаренных и способных детей перешедших из других видов спорта или поздно ориентированных на занятия спортом Устанавливаются Организацией самостоятельно Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «волейбол» Норматив до года Норматив свыше года обучения обучения Упражнения п/п мальчики девочки мальчики девочки 1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «волейбол» не более не более 1.1. Бег на 30 м с 6,9 7,1 6,2 6,4 Прыжок с места не менее не более 1. 2. толчком двумя ногами 110 105 130 120 см Единица измерения 1.3. 1.4. количество не менее раз 7 4 не менее Сгибание и разгибание рук в yпope лежа па полу Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) не менее 10 5 ме менее см +1 +3 +2 +3 2. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины «волейбол» с. 2.1. Челночный бег 5x6 м 2.2. Бросок мяча массой 1 кг изза головы двумя руками, стоя м не более 12,0 12,5 не менее 8 не более 11,5 12,0 не менее 6 10 не менее 2.3. Прыжок в высоту одновременным отталкиванием двумя 8 не менее 36 30 40 35 26 20 30 25 cм Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-треннровочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «волейбол» № п/п Упражнения Единица измерения Норматив юноши девушки 1. Нормативы общей физиеской подготовки 1.1. 1.2. 1.3. 1. 4. Бег на 60 м Сгибание и разгибание рук в yпope лежа на полу Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами с количество раз 10,4 не менее 18 не более 10,9 9 cм не менее +5 +6 cм не менее 160 145 2. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины «волейбол» 2.1. Челночный бег 5х6 м 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. не более с 11,5 12 Бросок мяча массой 1 не менее кг из-за головы двумя м 10 8 руками, стоя Прыжок в высоту не менее одновременным см 40 35 отталкиванием двумя ногами 3. Уровень спортивной квалификации Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех Не устанавливается лет) Спортивные разряды — «третий юношеский Период обучения на этапе спортивный разряд», «второй юношеский спортивной подготовки (свыше спортивный разряд», «первый юношеский трех лет) спортивный разряд»; спортивные разряды — «третий спортивный разряд»,«второй спортивный разряд» Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «волейбол» Упражнения № п/п 1.1. Единица измерения Норматив мальчики/юноши 1. Нормативы общей физической подготовки Бег на 60 м с девочки/девушки не более 8,2 9,6 Сгибание и разгибание рук в количество раз не менее упope лежа на полу 30 15 1.3. Подтягивание из виса на высокой количество раз не менее перекладине 12 1.4. Наклон вперед из положения стоя не менее на гимнастической скамье +11 +15 (от уровня скамьи) см 1. 5. прыжок в длину с места толчком не менее двумя ногами см 200 180 1.6. Поднимание туловища из количество раз не менее положения лежа на спине (за 1 мин) 45 38 2. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины «волейбол» 2.1. Челночный бег 5х6 м с Не более 11 11,5 2. 2. бросок мяча массой 1 кг не менее из-за головы двумя руками, стоя м 16 12 2.3. Прыжок в высоту одновременным см не менее отталкиванием двумя ногами 45 38 1.2. 24 4.1 4. Уровень спортивной квалификации Спортивный разряд: «первый спортивный разряд» 5.2. Кадровые условия реализации Программы: Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками. Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация Программы. Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «легкая атлетика», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).; Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).; Обязательным требованием является непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации. 25 Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки № n/n 1. 2. з. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Наименование Для спортивной дисциплины «волейбол» Барьер легкоатлетический Гантели массивные (от 1 до 5 кг) Доска тактическая Корзина для мячей Маты гимнастические Мяч волейбольный Мяч набивной (медицинбол) (весом от 1 до 3 кг) Мяч теннисный Мяч футбольный Hacoc для накачивания мячей в комплекте с иглами Протектор для волейбольных стоек Секундомер Сетка волейбольная с антеннами Скакалка гимнастическая Скамейка гимнастическая Стойки Табло перекидное Эспандер резиновый ленточный Единица измерения Количество изделий штук комплект штук штук штук штук штук штук штук штук 10 3 1 2 4 30 14 14 1 3 штук штук комплект штук штук комплект штук штук 2 1 2 14 4 1 1 14 26 Обеспечение спортивной экипировкой 1 2 на обучающегося - - 1 1 1 1 1 1 штук пар пар на обучаютегося на обучающегося - - 1 - 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 пар пар на обучающегося на обучающегося - - 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 (лет) 2 срок эксплуатации 1 количество срок эксплуатации (лет) количество 2 штук количество срок эксплуатации (лет) 1. Костюм спортивный парадный 2. Костюм спортивный тренировочный з. Кроссовки для волейбола 4. Кроссовки легкоатлетические 5. Наколенники 6. Носки срок эксплуатации (лет) Для слортивхой ци пты ейбол дис лю «вол » на обучающегося 1 количество Наименование Спортивяая экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование Этапы спортивной подготовки УчебноЭтап тренировочный Этап Этап выстего начальной этап (этап совершенствован спортинвного Единица подгоговки спортивной ия мастерства измерения Расчетная единица специализация) спортивного мастерства 27 7. Фиксатор голеностопного комплект на обучающегося сустава (голеностопник) 8. Фиксатор коленного комлект на обучающегося сустава(наколенник) 9. Фиксатор лучезалястного комплект на обучающегося суства(напульсник) 10. Футболка штук на обучающегося 11. Шорты (трусы) спортивные для юношей 12. Шорты эластичиые (трусы) для девушек - - 1 - - 1 - - - 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 - 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 1 на обучающегося 1 1 2 1 2 1 1 на обучающегося 1 1 2 1 2 1 28 Информационное обеспечение программы Список основных рекомендуемых литературных источников 1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/bezrukih-mm-sonkin-vd-farber-da-vozrastnayafiziologiya-fiziologiya-razvitiyarebenka_97b1fb2aebc.html 2. Беляев, А. В. Волейбол на уроке физической культуры: [учеб.-метод. пособие] / А. В. Беляев. - 2-е изд. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил. 3. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 176 с. 4. Беляев, А. В. Волейбол: Учебник для вузов. / Под общ. ред. А. В. Беляев, М. В. Савина, – 4-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с., ил. 5. Булыкина, Л. В. Волейбол: учебник / Л. В. Булыкина, В. П. Губа. – М.: Советский спорт, 2020. – 412 с.: ил. 6. Булыкина, Л. В. Начальное обучение в волейболе [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по волейболу для студентов ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ", обучающихся по направлению 034300.62 : профиль "Спортив. подгот." : [рек. к изд. эмс исифв фгбоу впо "ргуфксмит"] / Булыкина Л.В., Фомин Е.В. ; М-во спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", Каф. теории и методики волейбола. - М.: [Изд-во ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ"], 2014. - 79 с.: рис. 7. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. – 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, 2019–184 с., ил. 29 8. Губа, В. П. Волейбол: основы подгот., тренировки, судейства / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, П. В. Пустошило. - М.: Спорт, 2019. - 191 с.: ил. 9. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу: учеб. пособие для секций коллективов физ. культуры (для занятий с начинающими). – М.: ФиС, 1970. – 189 с.: ил. 10. Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов: учеб. пособие для тренеров дет. и юнош. спортив. коллективов / Железняк Юрий Дмитриевич, Клещев Ю. Н., Чехов О. С. – М.: ФиС, 1967. – 295 с.: ил. 194 11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М.: Спорт, 2019– 200 c.: ил. 12. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев — «Спорт», 2005, 2019 13. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: Монография / В. Г. Никитушкин. – М.: Физ. культура, 2010. – 230 с.: табл. 14. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101: рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / В. Г. Никитушкин, - М.: Физ. культура, 2010. – 203 с.: табл. 15. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «волейбол» (спортивные дисциплины «волейбол» и «Пляжный волейбол»). / Под общей редакцией Ю. Д. Железняка, В. В. Костюкова, А. В. Чачина – М.: 2016. – 210 с. 16. Сингина, Н. Ф. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций). Методическое руководство/ Н. Ф. 30 Сингина, Е. В. Фомин – М.: ВФВ, 2013.- Вып.14. – 24 с. 17. Сингина, Н. Ф. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в ДЮСШ / Н. Ф. Сингина, Е. В. Фомин. – М.: ВФВ, 2014. – Вып. №16–36 с. 18. Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник. – 8-е издание. – М.: Спорт, 201. –620 с.: ил. 19. Суханов А. В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов: Методическое пособие / А. В. Суханов, Е. В. Фомин, Л. В. Булыкина. – Москва: ВФВ, 2012. – Вып. 10. – 24 с. 20. Технико-тактическая подготовка волейболистов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по волейболу для студентов ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ", обучающихся по направлению 034300.62 : профиль "Спортив. подгот." : [рек. к изд. эмс исифв фгбоу впо "ргуфксмит"] / [сост.: Булыкина Л.В., Суханов А.В., Фомин Е.В.] ; М-во спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", Каф. теории и методики волейбола. - М., 2014. - 89 с.: рис. 21. Фомин Е. В., Булыкина Л. В., Силаева Л. В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов. – М.: Спорт, 2018. – 192 с. 22. Фомин, Е. В. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов. Учебно-методическое пособие/ Е. 195 В. Фомин, Л. В. Булыкина, Л. В. Силаева, Н. Ю. Белова. – М.: ВФВ, 2014. – Вып.17. – 132 с. 23. Фомин, Е. В. Волейбол. Начальное обучение / Е. В. Фомин, Л. В. 31 Булыкина. – М.: Спорт, 2015.– 88 с. 24. Фомин, Е. В. Годичный план спортивной подготовки волейболистов. Методическое пособие/ Е. В. Фомин. – М.: ВФВ, 2017. – Вып.21. – 76 с. 25. Фомин, Е. В. Теоретико-методологические аспекты спортивной подготовки волейболистов. Учебно-методическое пособие/ Е. В. Фомин. – М.: ВФВ, 2020. – Вып.26. – 84 с. 1. Официальный интернет-сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [электронный ресурс] (www.gto.ru) 2. Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации волейбола [электронный ресурс] (www.volley.ru) 3. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный ресурс] (olympic.ru) 4. Официальный интернет-сайт международной волейбола (FIVB) [электронный ресурс] (www.fivb.com) 5. Официальный интернет-сайт европейской волейбола (CEV) [электронный ресурс] (www.cev.eu) 196 6. Официальный интернет-сайт РУСАДА [электронный ресурс] (rusada.ru) 7. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс] (minsport.gov.ru) 8. Официальный интернет-сайт ВАДА [электронный ресурс] (www.wada-ama.org)