ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ФУТБОЛ»

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«ФУТБОЛ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «футбол» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол (утвержден приказом
Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 1000), с учетом основных положений
Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Краткая характеристика вида спорта «футбол»
Вид спорта «футбол» – командный вид спорта на травяном поле, в котором две
противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и
передачи мяча ногами или другими частями тела (кроме рук) стремятся забить его в
ворота соперника большее количество раз и не пропустить в свои.
Спортивные дисциплины вида спорта «футбол» определяются организацией,
реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную программу
спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (далее – Организация),
самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта, а также
Таблицей № 1.
Таблица №1
Спортивные дисциплины вида спорта «футбол»
Наименование спортивной дисциплины
футбол
мини-футбол (футзал)
пляжный футбол
футбол 6х6, 7х7, 8х8
интерактивный футбол

номер-код спортивной дисциплины
001
001
001
001
001

001
002
003
005
004

2
2
2
2
2

6
8
8
8
8

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Я
Я
Я
Е
Л

2

2.2. Отличительные особенности спортивных дисциплин
вида спорта «футбол»
Спортивная дисциплина «мини-футбол (футзал)» является разновидностью
футбола, но имеет ряд отличий. Игра проводится в зале и самое большое отличие от
футбола - в тактике игры. Меньшие размеры площадки и ограниченное количество
игроков предопределяют тактику игры, больше похожую на тактику игры других
зальных видов спорта. Также используется мяч меньших размеров, чем при игре в
футбол на траве. Кроме того, у мяча несколько иные физические характеристики: в
частности, отскок мяча значительно меньше, чем у мяча, используемого в
«большом» футболе.
Спортивная дисциплина «пляжный футбол» проводится на песчаных пляжах,
при этом особое значение имеет техника владения мячом, скорость передвижения
по вязкой поверхности, компактные размеры игрового поля.
Спортивная дисциплина «футбол 6х6, 7х7, 8х8» это разновидности вида спорта
«футбол», в которых численный состав с вратарем не может превышать
соответствующего числа.
Спортивная дисциплина «интерактивный футбол» – дисциплина футбола,
представляющая собой спортивные соревнования между игроками по основным
принципам и правилам вида спорта «футбол», которые адаптируются в виртуальное
пространство с помощью интерактивных технологий (программного обеспечения), а
также с использованием технических средств.
2.3. Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации
программы
Целью реализации программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе
в
условиях
многолетнего,
круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему
ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование
личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях
физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии
их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики
перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями
и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение

3

планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха,
соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь,
оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного
инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение
анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных
занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в
соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем
условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять
задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и
умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их
безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение
навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня.
3. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ» ПРОГРАММЫ
В теоретическом разделе указаны минимальные и максимальные требования
по: срокам реализации этапов спортивной подготовки; возрастным границам лиц,
проходящих спортивную подготовку; наполняемости учебно-тренировочных групп;
планируемом объеме соревновательной деятельности; учебно-тренировочным
нагрузкам к объему учебно-тренировочного процесса.
Медицинские
требования
к
обучающимся
по
дополнительным
образовательным
программам
спортивной
подготовки
устанавливаются
в соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом
(в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц,
желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных
и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020,
регистрационный № 61238).
3.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году
исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее
возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной
подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех

4

лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте
зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших
спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и
выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по
физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной
программе по виду спорта «футбол» с учетом сроков реализации этапов спортивной
подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по
отдельным этапам.
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки

Срок реализации этапов
спортивной подготовки
до одного года
Начальной
обучения
3
подготовки
свыше одного
года обучения
до трех лет
Учебно-тренировочный
обучения
(спортивной
4-5
свыше трех лет
специализации)
обучения
Не
до одного года
ограничи
обучения
Совершенствования
спортивного мастерства вается
свыше одного
года обучения:

Возраст зачисления
7
8
10
13
14
15

3.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Организацией с учетом единовременной
пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого
при реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по виду спорта «футбол».

5

Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Этапы спортивной подготовки
Начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивной
специализации)
Совершенствования
спортивного мастерства

до одного года
обучения
свыше одного года
обучения

Количественный состав
группы (человек)
14-16

до трех лет обучения
свыше трех лет
обучения
до одного года
обучения
свыше одного года
обучения:

10-12

6-8

3.3.Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта
«футбол»
Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается
в программе по типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные,
основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной
подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности
и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Организацией указывается количество спортивных соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений,
утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств,
выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут
выполнять как официальные спортивных соревнования различного уровня, так и
специально организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся
и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях

6

и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнения требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта «футбол»
Таблица № 4
Этапы и годы спортивной подготовки
Виды
спортивных
соревнований,
игр

Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

До
года

До трех Свыше
лет трех лет

Свыше
года

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства

Для спортивной дисциплины «футбол»
Контрольные

1

1

1

-

-

Основные

-

-

-

1

1

Для спортивной дисциплины «мини – футбол (футзал)»
Контрольные

1

1

1

2

2

Отборочные

-

-

1

2

1

Основные

-

-

2

2

2

3.4.Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса
рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании
ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет
свой часовой недельный (годовой) объем.
В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления
организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной
тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой
интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки.
Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный

7

режимами работы (Таблица № 5), для этапов: учебно-тренировочного свыше трех
лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства,
может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебнотренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов
спортивной подготовки.
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса
Таблица № 5
Этапы и годы спортивной подготовки

Этапный
норматив

Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год

Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировоч-ныйэтап
(этап спортивной
специализации)

Этап
совершенствованияспортивного
мастерства

До года

Свыше
года

До
трех
лет

Свыше
трех лет

4,5-6

6-8

10-12

16-18

20-24

234-312

312416

520-624

832-936

1040-1248

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной
образовательной
программы
спортивной
подготовки
устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;
на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период
проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.

8

3.5.Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном
законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение
об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта «футбол».
Организация ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского
обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебно-тренировочным
занятиям и к соревновательным мероприятиям.
4. «Практический раздел» Программы
4.1. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «футбол» (далее –
учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам
спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по
годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией
ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность
отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных
связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их
как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения
спортивных результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия
–
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия,
медико-биологическое
обследование
являются
неотъемлемой
частью
тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные
тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки.
Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства
представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть,
что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода
обучения
на
данном
этапе.

Годовой учебно-тренировочный план

Этап начальной
подготовки
До года
№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.

Виды подготовки

Этап высшего
спортивного
мастерства

Недельная нагрузка в часах
12-14
16-18
20-24
24-32
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
2
2
3
3
4
4
Наполняемость групп (чел)
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах)
спортивной подготовки

4,5-6

Физическая
подготовка:
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Психологическая
подготовка
Теоретическая под

Свыше
года

Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Этап совершенствования
спортивного мастерства
До трех
Свыше трех
лет
лет

6-8

154-166 175-180

180-180

150-180

160-180

80-100

104-116 105-100

100-100

70-100

60-70

30-50
50-50

50-50

70-80

80-80

80-80

100-110

25-40

40-55

85-100

120-130

160-220

240-360

5-15

15-45

50-66

70-90

120-170

180-270

5-15

15-45

45-50

60-70

90-100

90-100

5-15

10-20

25-30

36-40

10-10

10-10

10
готовка
6.
7.
8.

Аттестация
Соревновательная
деятельность
Инструкторская
практика

Судейская практика
Восстановительные
10.
мероприятия
Медицинское
11.
обследование
9.

4-6

6-6

16-20

30-30

20-30

20-30

6-12

8-12

72-86

100-110

160-170

180-210

-

-

20-30

50-50

50-60

80-100

-

-

20-30

40-40

50-60

84-100

3-6

6-11

30-40

50-50

64-70

90-150

4-6

6-6

6-6

6-6

6-8

24-24

Вариативная часть, формируемая Организацией:
23-31
31-36
Самоподготовка
Интегральная
13.
подготовка
Общее количество часов в
234-312 312-416
год
12.

50-60

80-90

100-120

120-160

25-30

40-50

50-50

50-50

624-728

832-936

1040-1248

1248-1664

11

Перечень учебно-тренировочных мероприятий
Учебно-тренировочные
мероприятия
проводятся
Организацией
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также
для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных мероприятий

№
п/п

Виды учебнотренировочных
мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий
по этапам спортивной подготовки
(количество дней)
Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап
(этап спортивной
специализации)

Этап совершенствования
спортивного
мастерства

Этап высшего
спортивного
мастерства

1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к международным
спортивным
соревнованиям

-

-

21

21

Учебнотренировочные
мероприятия
1.2.
по подготовке
к чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России

-

14

18

21

Учебнотренировочные
мероприятия
1.3.
по подготовке к
другим всероссийским
спортивным
соревнованиям

-

14

18

18

-

14

14

14

1.4.

Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к официальным
спортивным

12
соревнованиям
субъекта
Российской
Федерации
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия по общей
2.1.
и (или) специальной
физической
подготовке

-

14

18

18

2.2.

Восстановительные
мероприятия

-

-

До 10 дней

2.3.

Мероприятия
для комплексного
медицинского
обследования

-

-

До 3 дней, но не более 2 раз в год

2.4.

Учебнотренировочные
мероприятия
в каникулярный
период

2.5.

Просмотровые
тренировочные
мероприятия

До 14 дней подряд и не более
двух учебно-тренировочного
мероприятий в год

-

-

-

До 60 дней

4.2. Режим учебно-тренировочного процесса
Режим
учебно-тренировочного
процесса (расписание) составляется
Организацией для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной
пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в
себя:
наименование вида спорта (спортивной
дисциплины);фамилия, имя, отчество тренерапреподавателя;
этап спортивной подготовки и год
обучения;дни недели;
количество часов в неделю;
место проведения учебно-тренировочных
занятий;количество обучающихся;
начало и окончание учебно-тренировочного занятия.
4.3. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки Организации.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение

13

планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения
тренером-преподавателем в полном объеме;
целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения
которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;
содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
учебно-тренировочного процесса;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
Структура рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист;
II. Пояснительная записка;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
IV. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности
отдельного этапа спортивной подготовки;
Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист (на бланке Организации):
1.1. Гриф согласования с руководителем Организации;
1.2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя,
отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки,
год обучения, срок реализации (не более года);
II. Пояснительная записка:
2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
2.2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
3.1.
Перспективный план спортивной подготовки (для этапов
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
3.3. План по месяцам;
3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого
спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства;
VI. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки.
4.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Организацией на
учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и
следующих основных задач воспитательной работы:

14

формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
всестороннее гармоничное развитие физических
качеств;укрепление здоровья спортсменов;
привитие навыков здорового образа жизни;
формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля.
Календарный план воспитательной работы по виду спорта
«спортивная борьба»
Таблица 6
№
п/п
1.
1.1.

Направление работы

Мероприятия

Сроки
проведения

Профориентационная деятельность
Судейская практика
В течение года
Участие в спортивных
соревнованиях различного уровня, в
рамках которых предусмотрено:
- практическое и теоретическое
изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в
виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований
в качестве помощника спортивного
судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение навыков
самостоятельного судейства
спортивных соревнований;
- формирование уважительного
отношения к решениям спортивных
судей;
1.2. Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия, в
В течение года
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного

15
отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
1.3. Планирование и контроль Виды планирования (перспективное,
текущее, индивидуальное). Роль
спортивной подготовки

В течение года

планирования как основного элемента
управления тренировки спортсмена.
Документы планирования и их основное
содержание:
- Составление индивидуальных планов
подготовки.
- Контроль уровня подготовленности.
- Нормативы по видам подготовки.
Результаты специальных контрольных
нормативов. Учет в процессе спортивной
тренировки.

Здоровьесбережение
Организация и
В течение года
Дни здоровья и спорта, в рамках
проведение мероприятий,
которых предусмотрено:
направленных на
- формирование знаний и умений
формирование здорового в проведении дней здоровья и спорта,
образа жизни
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению
мероприятий, ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций
по формированию здорового образа
жизни средствами различных видов
спорта;
2.2. Режим питания и отдыха Практическая деятельность и
В течение года
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного
режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов
сна, отдыха, восстановительных
мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов
закаливания и укрепления
иммунитета);
2.
2.1.

- Профилактика спортивного травматизма.
Временные ограничения и противопоказания к учебно-тренировочным
занятиям и соревнованиям.
Общие
требования безопасности.
2.3 Техника безопасности,
Требования безопасности перед началом
требования к
занятий. Требования безопасности в
оборудованию,
аварийных ситуациях. Требования
инвентарю и спортивной
безопасности по окончании занятий.

экипировке

В течение года

16
Патриотическое воспитание обучающихся
Беседы, встречи, диспуты, другие
мероприятия с приглашением
(воспитание патриотизма, именитых спортсменов, тренеров и
чувства ответственности ветеранов спорта с обучающимися и
перед Родиной, гордости за иные мероприятия, определяемые
свой край, свою Родину,
организацией, реализующей
уважение государственных дополнительную образовательную
символов (герб, флаг,
программу спортивной подготовки
гимн), готовность к

3.
3.1. Теоретическая
подготовка

В течение года

служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и спортсменов
на соревнованиях)

3.2. Практическая подготовка
Участие в:
- физкультурных и спортивно(участие в
массовых мероприятиях, спортивных
физкультурных
соревнованиях, в том числе в парадах,
мероприятиях и
церемониях открытия (закрытия),
спортивных
награждения на указанных
соревнованиях и иных
мероприятиях;
мероприятиях)
- тематических физкультурноспортивных праздниках, организуемых
в том числе организацией,
реализующей дополнительные
образовательные программы
спортивной подготовки;

В течение года

4.
Развитие творческого мышления
4.1. Практическая подготовка
В течение года
Семинары, мастер-классы,
(формирование умений и показательные выступления для
навыков,
обучающихся, направленные на:
способствующих
- формирование умений и навыков,
достижению спортивных способствующих достижению
результатов)
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов
и их мотивации к формированию
культуры спортивного поведения,
воспитания толерантности и
взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
5.1. Основы законодательства -Правила избранного вида спорта,
В течение года
5.

17
в сфере физической
культуры и спорта

нормы, требования и условия их
выполнения для присвоения
спортивных разрядов; Федеральные
стандарты спортивной подготовки по
избранному виду спорта;
-антидопинговые правила,
утвержденные федеральным органом
исполнительной власти в области
физической культуры и спорта,
антидопинговые правила,
утвержденные международными
антидопинговыми организациями;
- предотвращение противоправного
влияния на результаты официальных
спортивных соревнований и об
ответственности за такое
противоправное влияние.

4.7.План мероприятий, направленных на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год
с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана
мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним (приложение
№ 5 к Примерной программе).
В примерный план мероприятий, направленный на предотвращение
допинга в спорте и
борьбу
с
ним
включаются
мероприятия,
направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а
также
мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые
реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя,
включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а
также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными)
обязанностями
и
(или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению
мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных
мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Организацией).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебнотренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для
здоровья спортсменов,
об
ответственности
за
нарушение
антидопинговых
правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.

[Введите текст]

План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки
Начальной
подготовки

Содержание мероприятия и его форма
1. Веселые старты

«Честная игра»

2. Теоретическое занятие

Сроки
проведения
1-2 раза в год
1 раз в год

«Ценности спорта.
Честная игра»
3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство
с международным стандартом «Запрещенный
список»)

1 раз в месяц

«Играй честно»
4. Антидопинговая
викторина
5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА

По
назначению
1 раз в год

6. Родительское
собрание
7. Семинар для тренеров

«Роль родителей в
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды нарушений

1-2 раза в год

1-2 раза в год

Рекомендации по проведению мероприятий
Составление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в регионе
Научить юных спортсменов проверять
лекарственные препараты через сервисы по
проверке препаратов в виде домашнего задания
(тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных
препарата для самостоятельной проверки дома).
Проведение викторины на крупных спортивных
мероприятиях в регионе.
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая
часть системы антидопингового образования.
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться
сервисом по проверке препаратов
Согласовать с ответственным за антидопинговое

[Введите текст]

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Этапы
совершенствования
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства

1. Веселые старты

антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
родителей в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Честная игра»

2. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
3. Антидопинговая
викторина
4. Семинар для
спортсменов и тренеров

«Играй честно»

«Виды нарушений
антидопинговых правил»
«Проверка
лекарственных средств»
5. Родительское
«Роль родителей в
собрание
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
2. Семинар

«Виды нарушений
антидопинговых правил»
«Процедура допингконтроля»
«Подача запроса на ТИ»
«Система АДАМС»

обеспечение в субъекте Российской Федерации

1-2 раза в год
1 раз в год
По
назначению
1-2 раза в год

1-2 раза в год

1 раз в год
1-2 раза в год

Предоставление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео.
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая
часть системы антидопингового образования.
Проведение викторины на спортивных
мероприятиях
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться
сервисом по проверке препаратов
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая
часть системы антидопингового образования
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации

4.8.Аттестационные формы контроля учебнотренировочного процесса и оценочные материалы
Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую
дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебнотренировочного
процесса,
соревновательной
деятельности
и
уровня
подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий
контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах
освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным
обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных
и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки.
Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений
для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической
подготовки лиц, проходящих в Организации спортивную подготовку
по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса
и оценочные материалы
№
Формы аттестации
п/п
1. Контрольные тесты

2.

Медико-биологические
исследования

3.

Собеседования

4.

Переводные нормативы

5.

Просмотровые сборы

6.

Другие

Оценочные материалы
протокол

Примечание

Форма, разработанная
Организацией и включающая
тесты из Рабочей программы
тренера - преподавателя
Заключения
Выдается Заключения
медицинским центром по всем
видам исследования
Протокол Комиссии
Проводится по итогам учебнотренировочного года или
полугодий
Проводятся только для этапов
Протокол
начальной подготовки и учебнотренировочного этапа (этапа
спортивной специализации) до
трех лет, не имеющих
спортивных разрядов
Заключение тренера,
Проводятся при отборе детей на
Комиссии
этапы спортивной подготовки, а
также одаренных и способных
детей перешедших из других
видов спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом
Устанавливаются Организацией самостоятельно

Нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления
и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «футбол»

Упражнения
п/п

Норматив до года
обучения

Единица
измерения

мальчики

девочки

Норматив свыше
года обучения
мальчики

девочки

1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
1.1.

Челночный бег 3х10 м

с

1.2

Бег на 10 м
с высокого старта

С

1.3.

Бег на 30 м

с

1.4.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

не более
-

не более

-

9,30

не более
2,35

не более
2,50

2,30

не более
-

2,40

не более

-

6,0

не менее
100

10,30

6,5
не менее

90

ПО

120

2. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
2.1.

Ведение мяча 10 м

2.2.

Ведение мяча с изменением
направления 10 м
(начиная со второго года
спортивной подготовки)

2.3.

Ведение мяча 3х10 м
(начиная со второго
года спортивной
подготовки

2.4.

Удар на точность по
воротам (10 ударов)
(начиная со второго года
спортивной подготовки)

не более

с

3,20

не более
3,40

3,00

не более
С

-

3,20

не более

-

8,60
не более
С

-

количество
попаданий

8,80

не более

-

11,60

не менее

не менее

-

5

4

3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол (футзал)»
3.1.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

не менее

не менее
90

ПО

4. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол (футзал)»
4.1.

Бег на 10 м с высокого
старта

С

не более

не более

105

2,35
4.2.

Челночный бег 5х6 м

с

4.3.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

2,50

2,30

не более
12,40
12,60
не менее
100
90

2,40

не более
12,20
12,40
не менее
110
105

Нормативы общей физической и технической подготовки, уровень
спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
по виду спорта «футбол»
п/п

Упражнения

Единица
измерения

Норматив
юноши

девушки

1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
1.1.

Бег на 10 м с высокого старта

с

12.

Челночный бег 3х10 м

С

1.3.

Бег на 30 м

С

1.4.

Прыжок в длину с места толчком двумя
ногами

см

1.5.

Прыжок в высоту с места отталкиванием
двумя ногами
(начиная с пятого года спортивной
подготовки)

не более
2,20

2,30
не более

8,70

9,00
не более

5,40

5,60
не менее

160

140

не менее
см

30

27

2. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
2.1.

Ведение мяча 10 м

С

2.2.

Ведение мяча с изменением направления
10 м

с

2.3.

Ведение мяча 3х1 Ом

с

2.4.

Удар на точность по воротам (10 ударов)

количество
попаданий

2.5.

Передача мяча в «коридор» (10 попыток)

количество
попаданий

2.6.

Вбрасывание мяча на дальность
(начиная со второго года спортивной
подготовки)

не более
2,60

2,80
не более

7,80

8,00
не более

10,00

10,30
не менее

5

4
не менее

5

4
не менее

м

8

6

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол ( футзал) »
не более
С
Бег на 10 м с высокого старта
2,20
2,30
не более
С
Бег на 30 м
5,40
5,60
Прыжок в длину с места
не менее
см
толчком двумя ногами
160
Челночный бег 3х10 м

не более

с

8,70
9,00
4. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «минифутбол (футзал)»

4.1.

Прыжок в высоту с места
отталкиванием двумя ногами

4.2.

Челночный бег 104 м с высокого старта
(в метрах: 2х6+2х 10+2х20+2х 10+2х6)

см
с

не менее
20

16
не более

29,40

32,60

5. Уровень спортивной квалификации
5.1.

5.2.

Период обучения на этапе спортивной подготовки
(до трех лет)

Не устанавливается

Период обучения на этапе спортивной подготовки
(свыше трех лет)

Спортивные разряды —
«третий юношеский
спортивный разряд»,
«второй юношеский
спортивный разряд»,
«первый юношеский
спортивный разряд»,
«третий спортивный
разряд»

Нормативы общей физической и технической подготовки, уровень
спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода обучающихся на этап совершенствования спортивного мастерства
по виду спорта «футбол»
Упражнения

Единица
измерения

1.1.

Бег на 10 м с высокого
старта

с

1.2.

Челночный бег 3х 10 м

С

1.3.

Бег на 30 м

С

1.4.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

1.5.

Прыжок в высоту с
места отталкиванием
двумя ногами

п/п

Норматив

юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
не более
1,95

2,10
не более

7,40

7,80
не более

4,80

5,00
не менее

230

215
не менее

см

35

27

2. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «футбол»
2.1.

Ведение мяча 10 м

2.2.

Ведение мяча с
изменением направления
10 м

С

2.3.

Ведение мяча 3х10 м

с

Удар на точность по
воротам (10 ударов)

количество
попаданий

2.5.

Передача мяча в
«коридор» (10 попыток)

количество
попаданий

2.6.

Вбрасывание мяча
на дальность

м

3.1.
3.2.

не более

С

2,25

2,40
не более

7,10

7,30
не более

8,50

8,70
не менее

5

4
не менее

5

4
не менее

15
12
3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «минифутбол» (футзал)
Бег на 15 м с высокого
не более
С
старта
2,53
2,80
не более
Бег на 30 м
с
4,60
4,90

3.3.

3.4.

4.1.

4.2.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

Челночный бег 3х10 м

С

не менее
215

190
не более

8,50
8,90
4. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины
«мини- футбол» ( футзал)
Прыжок в высоту с
не менее
места отталкиванием
см
27
20
двумя ногами

Челночный бег 104
м с высокого старта
(в метрах:
2х6+2х 10+2х20+2х
10+2х6

не более

с

26,00

28,80

5. Уровень спортивной квалификации
Спорвный разряд «второй спортивный разряд»

5.1.

5. Иные требования и условия реализации Программы
Требования к технике безопасности в условиях
учебно-тренировочных занятий
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия
разрешается проводить:
при условии наличия соответствующей квалификации тренерскопреподавательского состава, медицинского и иного персонала;
при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурноспортивным занятиям;
при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам,
правилам спортивных соревнований и методике учебно-тренировочного процесса;
при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса,
спортивных соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным
нормами условиям безопасности;
при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования
к конкретному мероприятию; при ознакомлении каждого обучающегося с
правилами техники безопасности.
5.1.

5.2. Кадровые условия реализации Программы:
Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками.
Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе
тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц,

осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных
сооружений, на которых осуществляется реализация Программы.
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки с учетом
специфики вида спорта «легкая атлетика», а также на всех этапах спортивной
подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы
с обучающимися).;
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации
должен
соответствовать
требованиям,
установленным
профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом
Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России
25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован
Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным
стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области
физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от
21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный
№ 68615), или Единым квалификационным справочником должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).;
Обязательным требованием является непрерывность профессионального
развития тренеров-преподавателей Организации.

5.3. Требования к оборудованию и спортивному инвентарю,
спортивной экипировке, необходимые для реализации Примерной программы
Таблица 1.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Наименование оборудования
Единица
Количество
и спортивного инвентаря
измерения
изделий
Для спортивной дисциплины «футбол»
Ворота футбольные стандартные
комплект
2
Ворота футбольные, переносные,
комплект
4
уменьшенных размеров
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
комплект
3
штук
Макет футбольного поля с магнитными
1
фишками
Манишка футбольная (двух цветов)
штук
14
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
комплект
3
Мяч футбольный
штук
14
Насос для накачивания мячей
комплект
4
Сетка для переноски мячей
штук
2
Стойки для обводки
штук
20
Тренажер «лесенка»
штук
4
Флаги для разметки футбольного поля
штук
6
Для спортивной дисциплины «мини-футбол (футзал)»
Ворота для мини-футбола и гандбола
штук
4
штук
Макет мини-футбольного поля с магнитными
1
фишками
Манишка футбольная (двух цветов)
штук
14
Мяч для мини-футбола
штук
14
Для спортивной дисциплины «пляжный футбол»
Ворота для пляжного футбола
комплект
1
Мяч для пляжного футбола
штук
8
Флаги для разметки футбольного поля
штук
4
.

23

Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица № 2
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование

срок
эксплуатации
(лет)

на занимающегося

–

–

1

1

1

0,5

1

0,5

2. Гетры футбольные

пар

на занимающегося

–

–

2

0,5

2

0,5

2

0,5

пар

на занимающегося

–

–

1

1

1

0,5

1

0,5

штук

на занимающегося

–

–

1

1

1

1

1

1

штук

на занимающегося

–

–

1

1

1

0,5

1

0,5

штук

на занимающегося

–

–

2

1

2

1

2

1

количество

пар

количество

1. Бутсы футбольные

количество

количество

Расчетная единица

Этап высшего
спортивного
мастерства

срок
эксплуатации
(лет)

Единица
измерения

срок
эксплуатации
9лет)
(лет)

Наименование

срок
эксплуатации

№
п/п

Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
Этап начальной тренировочный этап совершенствования
подготовки
(этап спортивной
спортивного
специализации)
мастерства

Для спортивной дисциплины «футбол»

Перчатки футбольные
для вратаря
Рейтузы футбольные для
4.
вратаря
Свитер футбольный для
5.
вратаря
Футболка с коротким
6.
рукавом
3.

24

7. Шорты футбольные

штук

на занимающегося

–

–

2

0,5

2

0,5

2

0,5

8. Щитки футбольные

пар

на занимающегося

–

–

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

0,5

1

0,5

Для спортивной дисциплины «мини-футбол (футзал)»
9.

Обувь для мини-футбола
(футзала)

пар

на занимающегося

–

–

1

25

5.4. Перечень информационного обеспечения Программы
1.
Боген М.М. «Обучение двигательным действиям». – М.: Физкультура и
спорт, 1985.
2.
Бойко В.В. «Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека». М.: ФиС, 1987
3.
Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки
спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. – 2008. –
№3.
4.
Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. – М.: Сов.
спорт, 2010
5.
Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М:
6.
Лексаков А.В., Власов А.Е., Калинин Е.М., Кочешков Н.А. «Разработка
научно-обоснованных предложений по совершенствованию спортивной подготовки
футболистов 15-17 лет на современном этапе развития футбола». Научноисследовательская работа. М.: 2017
7.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт,
1977. – 280 с.
8.
Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста / П. В.
Осташев. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 96 с.
9.
Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных
этапах развития // Психология и школа. – 2004. №4.
10. Федосеев А.М. Оценка физического развития современных школьников,
сдающих нормы комплекса ГТО / МГАФК. Выпуск XXIV. – Малаховка, 2015. – 184 с.
11.
Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва и училищ олимпийского резерва / Под общей редакцией д.п.н., профессора,
заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы. – М.: Человек, 2015. – 208 с

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».